Концепция реализации
проекта ВОЗ «Школ, способствующих укреплению здоровья»
в Казахстане
С мая 1999 года Республика Казахстан является официальным членом Европейской сети «Школы, способствующие укреплению здоровья» (далее- «ШСУЗ»).
Европейская сеть школ, способствующих укреплению здоровья, в которую входят и казахстанские школы, существует более 17 лет и во многих государствах – участницах проекта показала значительный прогресс в усилении сотрудничества между образованием и здравоохранением вобеспечении здоровья как одной из основных неотъемлемых частей деятельности школы.
Школа – это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья учащихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и становится не менее приоритетной.
В школах, способствующих укреплению здоровья, учащиеся приобретают и закрепляют личностные, социальные навыки и нацеленные на здоровый образ жизни поведенческие установки, которые способствуют повышению их академической успеваемости.
Школы, реализующие политику укрепления здоровья, повышают возможности детей и взрослых в плане обеспечения безопасной и благоприятной для здоровья социальной, физической и психологической среды, способствуют формированию у учащихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Школы, способствующие укреплению здоровья, должны стать ведущим звеном в деле укрепления здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни детей в образовательных учреждениях в интересах всего подрастающего поколения.
Секретариат Сети «ШСУЗ» находится в Сотрудничающем Центре ВОЗ на базе Университетского Колледжа Южной Дании, а поддержку странам Восточной Европы и Центральной Азии оказывает Московское отделение Сети на базе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Научный центр здоровья детей».
В 2017 году в республике функционировало 730 «ШСУЗ», в том числе в г. Астане – 26, г. Алматы – 27, Акмолинской области – 30, Актюбинской – 72, Атырауской – 49, Алматинской – 21, Восточно-Казахстанской – 34, Жамбылской – 79, Западно-Казахстанской – 49, Карагандинской – 43, Костанайской – 70, Кызылординской – 2, Мангистауской – 2, Павлодарской – 102, Северо-Казахстанской – 9, Южно-Казахстанской областях – 115 школ.
Важным событием 2017 года в Республике Казахстан былопилотноевнедрениеруководство «5 шагов к школе, способствующей укреплению здоровья»по совершенствованию «ШСУЗ» (http://www.schools-for-health.eu/for-schools/manual)в6 школах в Мангистауской (СШ № 12 Мунайлинского района и СШ № 20, г. Актау), Кызылординской (СШ № 35 и № 198г. Кызылорда) областях и городах Алматы (СШ № 116) и Астана (Школа-гимназия № 10).
В течение года 6 школ осуществляли ряд мероприятий при организационно-методическом руководстве Европейского бюро ВОЗ, Странового офиса ВОЗ, Сети Школ Здоровья в Европе и при поддержке Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
По итогам пилотного внедрения руководства по «ШСУЗ», 6 школ отметили рост качества знаний и улучшение показателей здоровья в классах, активизация внеклассных мероприятий по ФЗОЖ, повышение качества питания школьников; установлены диспенсеры для воды / питьевые фонтаны с фильтром; приобретены спортивные формы, спортивный инвентарь, методическая литература; открыты новые кружки и другое.
В рамках создания Службы общественного здравоохранения (СОЗ) необходимо содействовать укреплению здоровья, профилактике заболеваний среди школьников и формированию здоровой школьной среды, путем вовлечения организации образования в проект ВОЗ ШСУЗ. В этой связи, а также для совершенствования деятельности ШСУЗ рекомендуем рассмотреть и принять к внедрению руководство «5 шагов к школе, способствующей укреплению здоровья».
Почему важно внедрение проекта ВОЗ ШСУЗ?
Здравоохранение и образование взаимосвязаны:
Таким образом, укрепление здоровья в Вашей школе может помочь Вам в достижении образовательных, социальных и кадровых целей, а также оказать влияние на здоровье всего школьного сообщества.
Каков результатот внедрения проекта ШСУЗ в школах?
Было обнаружено, что несколько факторов повышают эффективность школ, способствующих укреплению здоровья. Эти факторы включают в себя:
Общешкольный подход
Получение результатов в области образования и здравоохранениявозможно благодаря подходу, который ориентирован на систематичность, практические действия и широкое участие.
Общешкольный подход можно разделить на шесть компонентов:
Этап I: Начало работы
Решение создать школу, способствующую укреплению здоровья, возникает под влиянием различных ситуаций и лиц в Вашей школе, а также за ее пределами. Например:
В процессе формирования школы, способствующей укреплению здоровья, важнейшее значение имеют первоначальная поддержка и готовность руководителей школ, школьной администрации и старших преподавателей. Не смотря на то, что сотрудники занимающиеся вопросами здравоохранения и образования играют важную роль в процессе, руководители школ должны взять на себя ведущую роль и ответственность за школу, способствующую укреплению здоровья, в партнерстве с другими членами школьного сообщества.
Получение поддержки и согласия со стороны школьного сообщества имеет решающие значение для эффективности Вашей школы, способствующей укреплению здоровья. Члены школьного сообщества должны иметь одинаковые взгляды на школу, способствующую укреплению здоровья, и цели, которых они хотят достичь. Этому способствуют ощущение причастности и вовлеченности в принятие решений у всех членов школьного сообщества.
Важную роль в процессе организации школы, способствующей укреплению здоровья могутиграть заинтересованные лица или группы вне школьного сообщества.Заинтересованные стороны могут быть представлены общественными лидерами и местными органами общественного здравоохранения, которые способны оказать помощь в процессе организации школы, способствующей укреплению здоровья.
Получение поддержки при организации школы, способствующей укреплению здоровья, сделает Ваш план действий и деятельность более эффективными и результативными. При этом, также важно наличие достаточных ресурсов для осуществления изменений.
Ресурсы включают в себя:
Человеческие ресурсы – сотрудники школы, родители,внешниеэксперты, которые уже вовлечены в деятельность вашей школы.
Финансовые ресурсы–финансовые средства, которые могут быть использованы в процессе создания школы, способствующей укреплению здоровья.
Членами рабочей группы школы, способствующей укреплению здоровья, могут быть:
Когда рабочая группа школы, способствующей укреплению здоровья, создана, важно назначить координатора, который будет организовывать групповые мероприятия. Координатором должен быть тот, кто может принять временные обязательства и взять на себя руководящую роль. Он получает поддержку всего школьного сообщества и имеет возможности для осуществления изменений в школе. Он может выдвинуть свою кандидатуру, либо ему могут предложить выполнять роль координатора.
Коммуникация является важной частью каждого этапа в процессе формирования школы, способствующей укреплению здоровья. В рамках школьного сообщества, передача правильных сообщений и использование правильных каналов связи поможет Вам получить поддержку, четко обозначить важные стадии процесса и будет способствовать поддержанию чувства причастности к процессу и результатам у членов школьного сообщества. Также, важно иметь хорошую связь с заинтересованными сторонами за пределами школьного сообщества, например, информировать их о Вашей школе, способствующей укреплению здоровья, получать их поддержку и, возможно, просить их помощи.
При создании рабочей группы школы, способствующей укреплению здоровья, рекомендуется начать планирование оценки. Важно для хорошо продуманной и объективной оценки заблаговременное определение лиц, которые проведут оценку. Это могут быть, члены рабочей группы вашей школы, способствующей укреплению здоровья, сотрудники местного или регионального учреждения общественного здравоохранения или местного университета, кафедры социальных наук, общественного здравоохранения или образования.
Этап II: Начало оценки
На этом этапе организации школы, способствующей укреплению здоровья, оценка показателей здоровья в Вашей школе является основной отправной точкой; включая определение школьной политики и практических мер, направленных на улучшение здоровья и благополучия, для того, чтобы обозначить приоритеты и потребности школьного сообщества. Также осуществляется оценка организационных, физических и личностных факторов, и то, как эти факторы способствуют или препятствуют деятельности, направленной на укрепление здоровья в школе.
При проведении оценки Вы можете использовать Инструмент быстрой оценки(приложение 1), либо выбрать свою стратегию. Обсуждение и поиск консенсуса в отношении этих вопросов могут помочь вам определить приоритеты и потребности школы. Такая оценка Вашей школы поможет Вам обозначить точку отсчета для развития, мониторинга и оценки вашей школы, способствующей укреплению здоровья.
Эффективная школа, способствующая укреплению здоровья, использует широкий подход к укреплению здоровья и благополучия. В то же время, для Вас важно установить приоритеты с учетом того, на какие вопросы здоровья Вы хотели бы обратить особое внимание. Эксперты ВОЗ рекомендуют сосредоточиться на 2 или 3 направлениях, вводя по одному направлению в год, чтобы гарантировать, что Ваша школа может эффективно осуществлять работу по этим вопросам.
Способы определения приоритетов:
- Семинар по определению приоритетов.В качестве альтернативы, рабочая группа Вашей школы, способствующей укреплению здоровья может играть руководящую роль в содействии школьному сообществу при определении приоритетов. Такой подход может принять форму семинара по определению приоритетов.
В рамках семинара по определению приоритетов, отобранные члены школьного сообщества должны быть разделены на группы сотрудников, родителей и учеников. Под контролем руководителей семинара, они будут определять приоритеты и выбирать вопросы здоровья, которыми будет заниматься школа, способствующая укреплению здоровья. Затем, члены рабочей группы будут использовать результаты семинара для того, чтобы окончательно определить приоритетные направления работы.
- Обратная связь на основе опросника.Вместо проведения семинара по определению приоритетов, члены школьного сообщества могут заполнить письменный опросник, в котором они обозначат, насколько важны для них различные вопросы здоровья. После получения результатов, два или три наиболее часто упоминаемых направления включаются в список приоритетных направлений школы, способствующей укреплению здоровья.
Этап III: Планирование действий
После того, как Вы оценили исходную ситуацию в Вашей школе и определили потребности и приоритеты школьного сообщества, Вы можете использовать эту информацию для того, чтобы составить план действий Вашей школы, способствующей укреплению здоровья.
На этом этапе члены школьного сообщества работают вместе для того, чтобы определить будущее Вашей школы, способствующей укреплению здоровья, т.е. на каких вопросах они хотели бы сосредоточить свое внимание, каких целей достичь и за какой срок.
Рекомендуется сосредоточиться на внедрении одного приоритетного направления в год. То есть, в первый год Ваша деятельность направлена на внедрение приоритета А. В течение второго года деятельность, направленная на внедрение приоритета А продолжается, в то же время реализуются мероприятия, направленные на внедрение приоритета B. В течение третьего учебного года продолжается работа по направлениям А и B, при этом реализуются мероприятия, направленные на внедрение приоритета C. Дальнейшая деятельность, связанная с каждым из приоритетов, может включать в себя регулярные проверки результатов, полученных ранее. Таким образом, будет тратиться меньше времени на приоритетные направления, которые были введены раньше, и больше внимания будет уделяться новому приоритетному направлению.
Разработка плана действий. Следующим шагом в организации школы, способствующей укреплению здоровья, является разработка четкого плана действий. План действий поможет Вам достичь целей и выполнить задачи Вашей школы, а также оценить результаты. Он включает в себя перечень стратегий и мероприятий, которые будут реализованы для достижения целей и выполнения задач, а также сроки их реализации. Возможно, будет полезно записать материалы, которые будете использовать, а также обозначить, кто будет отвечать за реализацию конкретных мероприятий.
Разработка четких и адекватных целей и задач помогает определить ориентиры школы, способствующей укреплению здоровья, на следующий год и на ближайшие 3-5 лет. Цели и задачи также формируют базу для проведения оценки; они являются основой для определения того, насколько успешно прошло внедрение школы, способствующей укреплению здоровья, и были ли получены ожидаемые результаты.
Задачи должны быть конкретными, поддающимися оценке, достижимыми, актуальными и фиксированными по срокам достижения. Такие задачи помогут Вам составить план оценки.
Индикаторы необходимы для оценки прогресса в работе школы, способствующей укреплению здоровья, сколько уже сделано и сколько еще предстоит сделать для достижения поставленных целей и задач. Индикаторы отражают развитие программы/деятельности, процесс внедрения и общие / конкретные результаты; они используются для мониторинга и оценки.
Индикаторы должны быть конкретными, поддающимися оценке, достижимыми, актуальными и фиксированными по срокам достижения.
Коммуникация играет важную роль на всех этапах организации школы, способствующей укреплению здоровья. Например, эффективная коммуникация важна для:
Шагивпланекоммуникации:
Планирование оценки следует включить в план действий Вашей школы, способствующей укреплению здоровья. После определения приоритетов, целей и задач школы, Вы будете лучше представлять, что именно требует оценки и в какие сроки.
Шаги в процессе оценки
Процесс планирования и проведения оценки включает в себя следующие шаги:
Рабочая группа вашей школы, способствующей укреплению здоровья, отвечает за разработку плана действий, однако мы советуем информировать всех членов школьного сообщества о развитии процесса. Также желательно организовать обратную связь со школьным сообществом до того, как разработка плана действий будет завершена. Это дает чувство причастности к процессу разработки и реализации плана. Возможно, будет проще получить обратную связь используя опросники, адаптированные под разные группы респондентов (например, ученики, учителя, непреподавательский персонал и родители).
При написании плана действий важно учитывать следующее:
Этап IV: Принятие мер
Организация школы, способствующей укреплению здоровья, является коллективным процессом, который затрагивает всех членов школьного сообщества. Поэтому, распространение информации о завершении разработки плана является частью процесса. Это позволяет всем участникам оценить результаты своего труда. Кроме того, это дает возможность информировать внешние заинтересованные стороны и получить дальнейшую поддержку.
Каналы, которые Вы решили использовать для информирования членов школьного сообщества и заинтересованных сторона за пределами школы об окончательном варианте плана Вашей школы, будут варьироваться в зависимости от школы и целевой группы. Тем не менее, возможны следующие каналы:
Для того, чтобы достичь цели и выполнить задачи школы, способствующей укреплению здоровья, Вам придется интегрировать план в повседневную практику школы. Для реализации плана на практике, будет необходимо осуществлять стратегии плана действий. Соответственно, определенные мероприятия, направленные на выполнение этих задач, должны быть организованы, делегированы и обеспечены ресурсами в достаточном объеме.
Рекомендации:
Этап V: Мониторинг и оценка
Мониторинг и оценка предоставят Вам важную информацию о плане школы, способствующей укреплению здоровья, а также о реализуемых мероприятиях, включая следующее:
1
Инструмент быстрой оценки
Введение
На втором этапе становления ШСУЗ, оценивается существующая политика и практика, связанные с укреплением здоровья. Это позволит определить потребности и приоритеты школьного сообщества.
Инструмент быстрой оценки состоит из ряда утверждений, основанных на общешкольном подходе к здоровью, объединенных в 7 разделов. Данные утверждения могут помочь определить, что школа уже делает хорошо, какие области нуждаются в улучшении и на чем следует сосредоточиться. Инструмент может быть использован, как только школа решила стать ШСУЗ. Вы можете сравнить свои ответы первой оценки с ответами последующих оценок, чтобы отметить прогресс школы в области здоровьесбережения, что поможет внести дальнейшие коррективы в работу ШСУЗ.
Рабочей группе школы целесообразно обсудить каждое утверждение Инструмента и достичь в отношении него согласия. Попросите членов группы, членов школьного сообщества (учащихся, преподавателей, не преподавательский состав и родителей) заполнить данный Инструмент. Результаты членов каждой групп следует объединить, а средние показатели каждой группы могут служить в качестве отправной точки для обсуждения между членами рабочей группы. Другой вариант - члены рабочей группы заполняют Инструмент, а затем информируют об этом членов школьного сообщества и ждут обратной связи от них.
Инструкция
Каждое утверждение можно оценить двумя параметрами:
1. Рейтинг (текущая ситуация в школе; левый столбец в Инструменте оценки) оценивается по трех балльной шкале, 1 балл − утверждение не соответствует действительности; 2 балла − частично соответствует; 3 − полностью соответствует.
2. Срочностьрешения проблемы (правый столбец в Инструменте оценки) оценивается по трех балльной шкале, 1 балл − нет / низкая; 2 балла − средняя; 3 балла − высокая.
Результаты анализируются отдельно или суммируются для каждого из 7 разделов и подсчитывается среднее значение. Деятельность школы с низкой средней величиной по первому параметру (рейтинг школы) в разделе (например, школьная окружающая среда) и с высокой средней величиной по второму параметру (срочность решения проблемы) требует включения в качестве задачи в школьную стратегию и улучшения ее.
1 |
Анализ текущей ситуации |
Рейтинг |
Срочность |
1.1 |
Школа имеет анализ текущей ситуации в отношении здоровья учащихся (в том числе физического, психического и социального здоровья) и благополучия. |
|
|
1.2 |
Школа имеет анализ текущей ситуации в отношении здоровья преподавателей / не преподавательского состава (в том числе физического, психического и социального здоровья) и благополучия. |
|
|
1.3 |
Школа может оценить поведение в отношении здоровья (питание, физическая активность, сексуальное поведение, употребление алкоголя, табака и ПАВ, гигиенические навыки) обучающихся с учетом возраста, пола и условий жизни. |
|
|
1.4 |
Школа проводит оценку потребностей и пожеланий учащихся, преподавателей и не преподавательского состава относительно здоровья и благополучия (например, анкетирование, коробки для сбора предложений и / или пожеланий). |
|
|
1.5 |
Всему школьному сообществу известен ответственный за здоровьесберегающую деятельность (включая укрепление психического здоровья) в школе. |
|
|
2 |
Стратегия школы в отношении сохранения и укрепления здоровья |
Рейтинг |
Срочность |
|
2.1 |
Школа имеет официальный печатный документ (стратегию) в отношении здоровья и благополучия обучающихся и преподавателей / не преподавательского состава, включающий укрепление здоровья, профилактику и решение проблем, связанных со здоровьем. |
|
|
|
2.2 |
Здоровье и благополучие связаны с образовательными целями и задачами школы. |
|
|
|
2.3 |
|
|
|
|
2.4 |
Школьный подход к здоровью и благополучию отражает взгляды, желания и потребности школьного сообщества (учащихся, преподавателей / не преподавательского состава и родителей). |
|
|
|
2.5 |
Учащиеся, преподаватели / не преподавательский состав и родители школы приглашаются для участия в планировании и осуществлении мероприятий, связанных со здоровьем. |
|
|
3 |
Школьная окружающая среда |
Рейтинг |
Срочность |
3.1 |
Школьные объекты, такие как спортивные залы, классные комнаты, туалеты, столовая и коридоры для всех учащихся чистые, безопасные и способствуют развитию гигиенических навыков (достаточно мыла для рук и бумажных полотенец в туалетах). |
|
|
3.2 |
Школьные объекты, такие как спортивные залы, классные комнаты, туалеты, столовая и коридоры соответствуют возрасту, полу и подходят для учащихся с особыми потребностями. |
|
|
3.3 |
Учащиеся и сотрудники имеют доступ к школьным спортивным объектам во внеучебное время. |
|
|
3.4 |
Все спортивные объекты и столовая школы отвечают общим требованиям безопасности и гигиены. |
|
|
3.5 |
Маршрут в школу безопасен, что стимулирует обучающихся к физической активности во время пути в школу, например, езда на велосипеде или хождения пешком. |
|
|
3.6 |
Во всех помещениях школы поддерживается комфортная температура, хороший уровень освещенности и они проветриваются. |
|
|
3.7 |
Буфете и торговых автоматах, являются здоровыми, доступными и соответствуют национальным стандартам. |
|
|
4 |
Школьная социальная среда |
Рейтинг |
Срочность |
4.1 |
Школьные объекты, такие как столовая, спортивные залы, классные комнаты и коридоры, выполнены в приятном дизайне и способствуют общению. |
|
|
4.2 |
В школе регулярно проводятся совместные мероприятия, такие как проектные недели, фестивали, конкурсы и клубы, связанные с укреплением здоровья и благополучия. |
|
|
4.3 |
Занятия по формированию культуры здорового образа жизни и деятельность по укреплению здоровья, включающие возможности для практики и развития жизненных навыков, включены в программу внеурочной деятельности. |
|
|
4.4 |
В школе ответственное лицо, отвечающее за здоровьесберегающую деятельность, доступно для всех обучающихся, которые имеют потребность поделиться в частном порядке своими мыслями или тревогами. |
|
|
4.5 |
В школе создана дружественная и благоприятная атмосфера, все учащиеся и преподаватели / не преподавательский состав чувствуют себя комфортно и относятся с уважением друг к другу. |
|
|
4.6 |
Специалисты школьной службы здравоохранения (школьная медсестра, врачи или психолог) участвуют в индивидуальной и общешкольной работе по обеспечению здоровья и сотрудничают с руководством школы в отношении включения вопросов охраны здоровья в школьную программу и стратегию. |
|
|
4.7 |
В школе существует система поддержки (услуги и приспособления для учащихся с особыми потребностями). |
|
|
4.8 |
Школа имеет систему для выявления и направления учащихся с особыми потребностями к специалистам, если потребности учащихся выходят за рамки компетенции школы. |
|
|
5 |
Обучение навыкам и умениям в отношении здоровья (ЗОЖ) |
Рейтинг |
Срочность |
5.1 |
Школа реализует программы, которые ориентированы на формирование индивидуальных навыков и знаний в отношении сохранения здоровья, включая укрепление психического здоровья. |
|
|
5.2 |
Школа имеет четкие правила, которые способствуют здоровому образу жизни. |
|
|
5.3 |
Регулярные подвижные (активные) перемены включены в школьное расписание. |
|
|
6 |
Связи с общественностью |
Рейтинг |
Срочность |
6.1 |
Родители учащихся школы являются активными участниками школьного сообщества. |
|
|
6.2 |
Школа установила связи с местными партнерами, такими как спортивные и молодежные клубы, медицинские учреждения, консультационные службы, медицинские страховые компании, кафе / рестораны, местные магазины и т.д. |
|
|
6.3 |
Школа организует регулярные встречи с местными партнерами / заинтересованными лицами для формирования у учащихся навыков здорового питания, физической активности и содействия эмоциональному и социальному благополучию и развитию и т.д. |
|
|
7 |
Сохранение и укрепление здоровья персонала школы |
Рейтинг |
Срочность |
7.1 |
Регулярное повышение квалификации учителей для увеличения потенциала в отношении укрепления здоровья и благополучия среди школьного сообщества. |
|
|
7.2 |
Существует достаточное количество доступных современных материалов для сотрудников школы по вопросам охраны здоровья, включая укрепление психического здоровья. |
|
|
7.3 |
В школе предусмотрена оптимальная нагрузка для сотрудников, не нарушающая баланс между работой и личной жизнью, и создана среда для открытого обсуждения проблем, связанных с работой. |
|
|
7.4 |
Новому школьному персоналу предоставляется наставник для обучения и профессионального развития. |
|
|
7.5 |
В школе ведется работа с персоналом, имеющим повторяющиеся прогулы, и оказывается помощь персоналу, который возвращается к работе после продолжительного отпуска по болезни. |
|
|
7.6 |
Школа поддерживает своих сотрудников в достижении и поддержании здорового образа жизни, например, путем совершенствования здоровой окружающей среды. |
|
|